CMSIT

Структура Интернет магазина: особенности и примеры

В данной статье нами будет рассмотрена структура Интернет-магазина – одного из самых распространённых видов веб-ресурса на сегодняшний день.

Особенности, определяющие структуру Интернет-магазинов

Из названия данного типа сайта следует, что это продающий ресурс, т.е. его основным предназначением является демонстрация товаров и услуг с целью возбуждения у посетителей интереса и желания приобрести продукт. Думаю, относительно цели создания таких сайтов, вопросов возникать не должно, тут всё предельно ясно 

Но вот проблема: у создателей реальных магазинов она такая же 

В чём же тогда отличие сетевых магазинов от реальных?».


Среди несомненных плюсов Интернет-магазинов, в первую очередь, значится простота организации и старт. Для создания и раскрутки такого рода проектов не нужно обладать специфическими знаниями ввиду доступности инструментов для их создания, более подробно описанным в статье «Способы создания сайта».

Если же у вас нет времени на самостоятельное их освоение, всегда можно обратиться за помощью к специалистам, цены на услуги которых в несколько раз ниже по сравнению с расценками дизайнеров интерьера, архитекторов и прочих профессионалов организации реальных магазинов.

К тому же, при организации торговых Интернет-ресурсов отсутствует необходимость аренды помещений под склад или торговую площадь. Для реальных же магазинов без этого обойтись никак не получится.

Однако, наш обзор особенностей структуры Интернет-магазинов был бы неполноценным, если бы мы не рассмотрели их недостатки по сравнению с реальными 

Все они связаны с тем, что сетевые торговые ресурсы — это сайты, которым необходимо размещение в Интернете, обслуживание, раскрутка и прочие действия, описанные в статье «Способы создания сайта». Эти действия отнимают массу времени и сил у своих владельцев, к тому же могут привести к дополнительным материальным затратам.

Но всё же, несмотря на некоторые недостатки, сетевые торговые ресурсы сегодня крайне популярны благодаря возможности производить торговые сделки, не выходя из дома, и солидному доходу, который получают их владельцы.

Яркими примерами таких прибыльных проектов являются монстры интернет-маркетинга amazon.com, ebay.com, alibaba.com.

С особенностями разобрались. Теперь самое время приступить к обзору их влияния на структуру Интернет-магазина.

В качестве наглядного примера мы возьмём OZON.ru, крупнейший сетевого торговый ресурс России (по рейтингу журнала Forbes за 2014 год он занимает 4 место).


Как выглядит правильная структура сайта Интернет-магазина?

Она у всех торговых ресурсов идентична и представляет собой набор следующих страниц:

1. Главная страница

Так она выглядит после регистрации. На ней Вы можете найти информацию о различных акционных предложениях, а также просмотреть популярные товары и новинки в различных категориях. Часто на этом элементе структуры Интернет-магазина расположен перечень производителей самых распространённых товаров.

2. Страница категории товаров

На данные элементы правильной структуры Интернет-магазина ведут ссылки из главного меню сайта. Они содержат перечень товаров, относящихся к выбранной категории.


Поскольку товаров в категории может быть огромное количество, необходимо предусматривать элементы управления, которые помогают покупателю отсортировать и сделать более узкую выборку по различным критериям (цена, производитель, размеры и др. характеристики в зависимости от категории).

Также на данной странице нужно сделать возможность отображать наличие товара и основные характеристики именно выбранной модели, не заходя на страницу товара. Для этого в большинстве магазинов реализован механизм отображения перечисленных атрибутов при наведении на товар в категории (на рисунке в красной рамочке)

На крупных торговых ресурсах с большим ассортиментом товаром структура Интернет-магазина довольно часто предусматривает деление категорий на подкатегории, чтобы облегчить пользователям поиск и улучшить продвижение сайта в рейтингах поисковых систем.

OZON.ru как раз является таким ресурсом, т.к. на его страницах можно найти более 2 млн. различных товаров. Именно поэтому у каждой категории товаров в главном меню можно найти список подкатегорий.

3. Страница товара


Одна из отличительных черт Интернет-магазинов – возможность торговать на расстоянии. Благодаря этой особенности владельцы сетевых торговых ресурсов могут производить торговые операции с покупателями из других городов и даже стран, чем могут похвастаться только очень крупные реальные магазины, имеющие разветвлённую сеть представительств.

В то же время, благодаря удалённому формату сделок, покупатели не имеют возможности посмотреть и «пощупать» товар, покупая, в итоге, кота в мешке 

Именно поэтому главное предназначение данной единицы структуры Интернет-магазина — в предоставлении покупателям максимальной информации о товаре. Здесь Вы найдёте подробные характеристики товара, его фотографии, списки сопутствующих товаров и аксессуаров и многое другое, что, по мнению создателей, может быть полезно для пользователей.

Также обязательным является блок с указанием цены, возможно, количества на складе, информация об акционных предложениях и форма заказа.

Помимо этого обязательными атрибутами являются списки отзывов с формой написания собственного отзыва и кнопки для оставления ссылок на товар в социальных сетях.

4. Корзина


Самой яркой отличительной особенностью структуры Интернет-магазина является страница корзины товаров. На странице товара и иногда на странице категории при наведении на товар доступны кнопки добавления в корзину. Они могут иметь различный вид, располагаться в различных местах, иметь различные подписи, но все они выполняют одинаковые функции.

Корзина товаров является очень удобным элементом управления благодаря доступу к ней с любого места сайта и корректировке заказа в любой момент. Правка заказа подразумевает изменения числа товаров и его ассортимента.

Некоторые владельцы при формировании структуры Интернете магазина предусматривают на странице с корзиной наличие дополнительных элементов управления. На OZON.ru, к примеру, разработчики дополнительно разместили демонстрацию популярных и похожих товаров.

5. Страница оформления заказов


Данная единица структуры Интернет-магазина является логическим продолжением страницы корзины товаров. Т.к. ссылка на неё в обязательном порядке доступна после завершения покупок.

Здесь всё просто и со вкусом 

Как правило, пользователю доступны элементы управления для выбора средств оплаты, способы доставки и поля для ввода контактной информации, адресов доставки и комментариев.

Если пользователь зарегистрирован на ресурсе, то большинство полей заполняются автоматически либо вообще отсутствуют.

6. Личный кабинет пользователя

Структура Интернет-магазинов, у которых доступна регистрация, в обязательном порядке предусматривает наличие данной страницы. Как правило, здесь отображается информация, введённая покупателем при регистрации с возможностью её изменения.

Также здесь доступны:

  • информация о заказах (стоимость, товары, подробности доставки)
  • перечень подписок на рассылки
  • личные сообщения пользователя
  • информация о бонусных баллах, акциях и скидках на интересующие товары

7. Страница информации о магазине


Данная страница – обязательный атрибут структуры Интернет-магазинов, которые могут похвастаться высокими рейтингами и объёмами продаж. И чем ресурс крупнее и богаче его история, тем больше информации. Как правило, здесь содержатся сведения о политике магазина, списки именитых клиентов, инвесторов, спонсоров, различные награды и достижения, основные цифры об объёмах и географии продаж.

Одним словом, всё, что может поднять престиж магазина и вызвать доверие у покупателей, ведь данная страница рассчитана именно на них.

Также здесь могут быть размещены предложения о сотрудничестве с инвесторами, однако, в большинстве случаев, для этого есть специальные страницы.

8. Контакты


Данный элемент структуры Интернет-магазина предназначен для поддержки клиентов с целью приёма заявок по возврату товара, его качества и прочих жалоб. Выглядит он незамысловато: блок с контактными телефонами с возможностью заказать обратный звонок и форма обратной связи для отправки текстового сообщения.

OZON.ru разнообразил эту сухую информацию небольшой памяткой покупателю, как делать заказ в данном магазине.

За что им плюсик 

9. Оплата


Ну хорошо, допустим, с товаром мы определились. Как нам теперь получить его? Не выцарапывать же его из монитора, в самом деле 

Для начала нужно его приобрести. О форме заказа, открываемой со страницы просмотра товара, я уже говорил. Как правило, она содержит сумму заказа, наименование товаров и поля для выбора способа оплаты и доставки.

Так вот, главным предназначением данной страницы в структуре Интернет-магазина является информирование покупателя о способах оплаты, доступных в магазине.

Отличительной особенностью OZON.ru является то, что каждому способу оплаты посвящена отдельная статья с перечнем подробных инструкций и условий (срок зачисления платежа, комиссионные % и др.)

10. Доставка


Доставка товаров до конечного потребителя является ещё одной особенностью, которую нужно учитывать при планировании структуры Интернет-магазина.

OZON.ru, как уже неоднократно упоминалось, является крупным магазином. Поэтому он осуществляет доставку как по России, так в страны ближнего и дальнего зарубежья. Соответственно, велико число способов доставки.

Для этого даже выделили отдельную страницу сайта, которая по виду ничем не отличается от «Оплаты» и содержит список способов доставки, которыми могут воспользоваться клиенты, оформленный в виде отдельных статей с подробными условиями, способами оплаты для каждого и сроками доставки.

Вообще, в большинстве случаев, структура Интернет-магазинов предусматривает одну страницу под названием «Оплата и Доставка», содержащую информацию двух предыдущих статей. Но, ввиду большого числа вариантов, данные страницы могут быть отдельными, как это сделано на OZON.ru.

11. Карта сайта

Вот мы и добрались до особенностей структуры Интернет-магазинов, связанных с их раскруткой. Основным предназначением рассматриваемой страницы является как раз продвижение сайта в поисковых результатах различных систем, вроде Google, Yandex, Bing и др.

Карта сайта бывает как пользовательская, так и исключительно для роботов. Пользовательская карта сайта представляет собой перечень всех основных ссылок сайта на одной странице.

Карта, предназначенная для программ-роботов поисковых систем, оформлена в виде xml-документа, не доступного через интерфейс сайта. Но, тем не менее, её прекрасно видят поисковые роботы, переходя по указанным в ней ссылкам во время индексации сайта. Все эти мероприятия нужны для того, чтобы когда пользователь вводит в Google запрос «купить телевизор», ваш сайт был как можно выше в результатах поисковой выдачи Google.

Данную страницу есть смысл делать, если структура сайта Интернет-магазина (да и любого другого ресурса), как минимум, соответствует шаблону «главная страница/категория/подкатегория/товар».

Это нужно для того, чтобы робот гарантировано дошёл до целевой странице, а не прервал индексацию где-нибудь в категории, не найдя ссылку на подкатегорию.

На OZON.ru, ввиду его многоуровневой структуре, карта сайта просто обязана быть. Но пользовательский вариант я, как ни пытался, найти не смог  отсюда делаю вывод, что на данном ресурсе она скрыта в интерфейсе и реализована в виде робо-варианта.

На этом мой экскурс в структуру Интернет-магазина подходит к концу. В завершение хочу сказать, что я не зря взял для примера такой гигант торговли, как OZON.ru.

Потому что моей приоритетной задачей было донести до Вас идею простоты структуры Интернет-магазинов и их организации, что не нужно изобретать что-то экстраординарное для получения успешного торгового ресурса.

И OZON.ru является тому ярким подтверждением, т.к. организован он самым стандартным образом, не выходя за рамки общих рекомендаций к структуре Интернет-магазинов. К тому же, Вы сами могли убедиться, какой у него незамысловатый дизайн. Тем не менее, это не мешает ему занимать лидирующие позиции в различных рейтингах Интернет-магазинов и приносить своим владельцам доход в районе $350 млн ежегодно.

На этом статья, в которой нами была рассмотрена структура Интернет-магазина, объявляется закрытой 

Думаю, что пример OZON.ru вдохновил вас на открытие своего торгового ресурса. И в следующих статьях я помогу Вам приступить к его созданию. Следите за обновлениями.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *